Время перволедья самое, наверное, желанное и удачливое для рыболова-зимника. Но это же время и самое непредсказуемое, как в ловле, так и в ледовой обстановке. Начиная с первого, можно отметить, что хищник, обычно оседлый, и придерживающийся своих охотничьих угодий, в начале ледового сезона еще не определился с этими самыми угодьями. Многое для него изменилось после открытой воды. Серебристая мелочь – его пища – сама в «недоумении» и «растерянности». Многие рыбешки и рыбины скатились в зимовальные ямы. Это касается верховок, уклеек, карпов, язей, голавлей, линей, карасей, красноперок прочих рыб и их мелочи. Кто-то еще вяло кормится, кто-то – почти в анабиозе. Наиболее активны: сорожка-плотва, густера, реже – подлещик, сопа-белоглазка, синец, хотя местами можно напасть на стайки этих рыб, которые клюют довольно бойко. Из мелочи самыми активными в этот период бывают колючеперые окуньки, но они часто сами выступают не в роли жертвы-корма, а в качестве жадного хищника. Самая «главная» рыба всех водоемов – ерш, клюет, кажется, всегда и везде, где только водится.
За некоторыми исключениями сорожка и прочая «белая» мелочь – наиболее лакомая добыча для хищника. Но ей приходится быть в постоянном движении, поиске корма и укрытия от алчущих зубастых. Поэтому, на многих водоемах в перволедье, случается, труднее поймать живцов, чем сам объект ловли на жерлицы – щуку, судака и крупного окуня. Двигаются стайки мелочи, а за ними так же неотступно двигаются и хищники. Места удачливых осенних охот могут совершенно уже не совпадать с удачливыми местами перволедья. Но, даже найдя щучье «Эльдорадо», нельзя гарантировать, что завтра хищница будет брать именно здесь. На озерах в этом отношении более просто, чем на просторах водохранилищ, поскольку мест с характерным рельефом дна, камышами, лежащими на дне деревьями не так много и они все известны. Это касается, конечно, не очень больших озер. Но в целом основной принцип ловли на жерлицы со льда, все же, остается неизменен – найди скат на яму, бровку, коряжник, старое русло реки и шансы на поимку хищника будут почти гарантированно, если хищник присутствует в этом месте изначально, а не выбит током еще по открытой воде…
На больших водохранилищах рыбалка на щуку и окуня начинается от берега и постепенно отодвигается в сторону бескрайних просторов искусственного моря. Понятно, что начинается и отодвигается такая наша рыбалка не по причине того, что рыба вместе с рыбаками празднует перволедье у береговой кромки, где видны коричневые головки камыша, похожие на шоколадное мороженое на палочке. Лёд ещё не позволяет отходить далеко от берега, слишком тонкий. Но и щука, и окунь, что ни говори, тоже ещё пока придерживаются береговой линии, вдоль которой тянутся полосы растительности, вмёрзшей в лед, где видны пеньки и островки осоки. Всё это рай для мелкой рыбёшки, которая ещё находит в корнях растительности различных насекомых, а за мелочью охотятся хищники.
Первый лед менее опасен, чем последний, поскольку не обрушивается без предупреждения, а прогибается и потрескивает, но даже относительно надежный пятисантиметровый бывает неоднороден. Где-то при ледоставе на воду падал снег, где-то подо льдом преет пенек, где-то лед встал в камышах, местами вода ходит кругом и в этой воронке лед всегда слабее. Белесый лед всегда ненадежен, особенно там, где на нем видны словно бы круги-разводы. Самый крепкий лед на вид со стороны кажется черным. Но, двигаясь по нему, видно, что он прозрачный, как стекло, если конечно не было снега и он чист.
Из года в год читая всяческие инструкции, переписываемые из издания в издание до искомины, мол, надо лечь на спину и прочее, на своем печальном опыте не раз убеждался: когда провалишься, особенно серьезно, как-то не приходят на ум эти благодушные рекомендации, слишком быстро все происходит и сумбурно. Главное всегда иметь при себе две вещи: индивидуальную «спасалку» (пусть и в виде острого гвоздя с ручкой), висящую на груди, и «спасалку» для друга, чтобы не протягивать ему, плавающему в полынье, свою руку, рискуя оказаться вместе с ним в ледяной воде. Для спасательного средства № 2 подойдет крепкий капроновый шнур длиной не менее пяти метров, с буйком и грузиком на конце. Получится что-то вроде миниатюрного «Конца Александрова», не примите за каламбур…
Александр Токарев