Встречи с Большой Кокшагой

Содержание
  1. В верхнем течении Большая Кокшага тиха и задумчива, как большинство равнинных рек России
  2. Ближе к Аргамачу и Шушеру, в среднем течении,  река начинает сужаться и убыстрять свои воды
  3. Язи и попадались в этих местах красивые и крупные
  4. В старицах и тихих травянистых речных заливах, случается, клюет нерешительный линь
  5. Леса здесь, хоть и тронуты цивилизацией, но пока еще чисты и относительно безлюдны
  6. Река в среднем и нижнем течении протекает среди сосновых боров
  7. У Старожильска Большая Кокшага  уже совсем другая, чем в верхнем течении
  8. Ниже Старожильска река Большая Кокшага не меняет свой характер
  9. В районе Долгой Старицы
  10. Ниже Старожильска раньше на берегах Б. Кокшаги жили деревеньки Мишенино и Сабанаково
  11. Нужа и Чернушка
  12. Как видно, мало осталось жилых деревень на берегах Большой Кокшаги
  13. Ниже Долгой Старицы
  14. Поворот к Волге

Не так еще давно одной из самых чистых рек в Марий Эл считалась Большая Кокшага. Неся свои воды сквозь леса, подпитываемая родниками и моховыми болотами-клюквенниками, река славилась своей вкусной водой. Ее просто зачерпывали пригоршней из реки и пили. Как и в большинстве лесных рек, вода в Большой Кокшаге красноватого цвета, «суровая», как называли такую воду раньше. Сваренная здесь уха сладка и отменно навариста, если к тому же она еще и «тройная» да с добавкой ложечки водки. Душист и чай, пусть самый простой. А запаришь шиповник со смородиной и малиной, долго можно отдуваться- чаевничать, лежа и костра и глядя в звездное небо.

Встречи с Большой Кокшагой

В верхнем течении Большая Кокшага тиха и задумчива, как большинство равнинных рек России

Веснушчатая от желтых кубышек, она струится на перекатах и кругом ходит в черных омутах. Местечко Юж-Толешево одной из таких мест. Мы приезжаем сюда на несколько дней, ставим палатку и ловим рыбу. В заливах, заросших камышом и кувшинками, мы обычно выставляем жерлицы-рогульки на щуку. В молодую зарю, когда парная вода подернута туманом, подплывешь тихонько к жерлице, а тут вдруг колыхнется шест, на котором висит рогулька жерлицы, ударит в траве тяжелый хвост, и тогда держись снасть! В яростной свечке вдруг вымахнет из кубышек пятнистая щука, тряся головой, рванется на леске и загуляет под лодкой в первой неистовости. А потом будет долго жить в тени под берегом на кукане, сделанном из басовой фортепианной струны, вяло шевеля хвостом.

В бокалдах-омутах мы стережем лещей, приваживая их первый день перед рыбалкой кашей и жмыхом, даже не опуская снасти в воду. Потом ловим тяжелых и крутобоких рыбин с презрительно выпяченными губами-трубочками. Лещ берет осторожно. Упадет вдруг на воду поплавок, чуть приподнимется, вздрогнет, а потом наискось поплывет тихонько под лист кувшинки. Пора… Подсечка! Лещ – в неповоротливом своем рыбьем изумлении. Глотнув воздуха, он замирает на теплой воде и дает подвести себя к берегу. И только в садке начинает ворочаться и выгибать крепкое тело, покрываясь рубиновыми каплями. Здесь же может выйти к приваде и сазан. И если уж возьмет, то обязательно крупный. Случается, в трех местах ломают такие поросята самые прочные углепластиковые удилища. Рыбу первого улова мы солим и, если приезжаем на несколько дней, успеваем ее и закоптить к пивку. Не надо даже везти с собой металлическую коптильню. Мы просто прокапываем короткую траншею-дымоход и накрываем ее дерном. В одном ее расширенном конце устраиваем топку, выложенную кирпичами, а в другом у нас вставлена металлическая бочка. В нее мы помещаем сетчатые противни с рыбой. Разжигаем костерок, и в него постоянно подбрасываем ольховые или тальниковые щепки, на худой случай ивняк. Только не березу, полную дегтя, или такую же смоляную сосну. Бочка с рыбой прикрывается тяжелой крышкой, чуть сдвинутой для тяги в сторону. Полчаса-час и рыба готова. Пахнущие дымком рыбьи тушки, сочащиеся жиром, мы попросту разламываем на куски и едим, запивая ледяным пивом, которое мы обычно храним в ключе-роднике под берегом реки.

Ближе к Аргамачу и Шушеру, в среднем течении,  река начинает сужаться и убыстрять свои воды

Местами она почти полностью зарастает травой, но местами довольно глубока. Здесь Большая Кокшага совсем уже лесная река с редкими лугами-лужками, светло глядящими из дубовых рощ. В этих редких открытых местах пахнет медом, цветами и теплой водой. Река здесь богата язем. Но он очень осторожен. Сейчас в этих местах заповедник, но раньше язя здесь ловили всегда на приваде. Помнится, на неделю мы приезжали в эти места. Высыпали у воткнутых в дно колов комбикорм, жмых, кашу, горох. Целыми мешками кормили рыбу перед рыбалкой, а потом ловили красноперых язей на пареный горох, проводя насадку по течению над приваженными местами. Проплывет поплавок метра три-четыре, покачиваясь на быстрой воде, и вдруг остановится, чуть притопится и косо уйдет под воду… Есть! Взял!.. Но рыба сильна. От резких потяжек гнется углепластиковый «телескоп», вскипает вода на поверхности реки, и рвется на леске ослепительно яркая живая пружина цвета старого серебра с позолотой. Удар!..

Встречи с Большой Кокшагой

Язи и попадались в этих местах красивые и крупные

Поклёвка язя Большой Кокшаги нередко не оставляет надежды на успех. Если снасть щепетильно-тонкая, какой нередко бывает на фидере в наше время, то после удара-поклёвки рыба, случается, уходит. И леска вяло стелется по воде… В ловле крупного язя всякое бывает. Но вскоре еще один язь-красное перо рвется на леске, а затем уже тычется мягкими губами в сетку садка, поворачивая огненный глаз с золотой каемочко. Говорят, раньше за язями сюда, к Старожильску, спускались даже на дощатых плоскодонках жители Санчурска, который находится намного выше по течению. Приходили на весь весенний сезон ловли язя, засаливая его в дубовые бочки, а затем поднимались в свои тиховодные места, до этого преодолевая течение и перекаты Большой Кокшаги.

Встречи с Большой Кокшагой

В старицах и тихих травянистых речных заливах, случается, клюет нерешительный линь

Меня, обычно нетерпеливого, часто выводила из себя эта мучительно вялая ловля, когда поплавок, покачиваясь из стороны в сторону, мог тихо и долго плавать от одного листа кувшинки к другому и обратно… И лишь потом он начинал погружаться под воду, а на леске вдруг осаживалась неожиданно крупная рыбина, несопоставимая с поклевкой. Это был сонный золотистый линь, казалось, инфантильный, но неожиданно сильный в руках. Иногда в такой же старице можно наловить карасей. Если раньше в заливах и в старицах, сплошь заросших кувшинками, клевали караси широкие, ленивые, с медным или золотым отливом, то в наше время их нередко оттесняют серебристые волжские пришельцы, прогонистые в теле, мощные и способные преодолевать весенние течения и водовороты. В старицы они только заходят покормиться, но основными местами карасей нового поколения являются, скорее, речные омуты с обратным течением, глубокие заливы и коряжистые ямы под обрывистыми берегами. Описание, очень подходящее к местам обитания сазанов, с которыми волжские караси имеют много сходства.

Леса здесь, хоть и тронуты цивилизацией, но пока еще чисты и относительно безлюдны

Не так еще давно из реки Большая Кокшага, на берегах которой находится поселок Старожильск, воду пили просто пригоршнями, без всякого кипячения и фильтрации. Более того, этой весной, когда были со старшим сыном на берегах Большой Кокшаги чуть ниже Старожильска, рискнули пить воду прямо из реки без кипячения. Так и осталась вода в лесной реке сладкой и вкусной, а насколько чистой?.. Это, вероятно, можно определить с помощью каких-то проб и анализов в лабораторных условиях или более современными экспресс способами, но ни того, ни другого мы выполнить не могли. По крайней мере, ухудшения самочувствия и здоровья не случилось. Всё же, видимо, отфильтровывают песчаные перекаты и омуты-отстойники естественные загрязнения и, очевидно, попадающую в реку грязь от урбанистической цивилизации.

Встречи с Большой Кокшагой

Река в среднем и нижнем течении протекает среди сосновых боров

Если выше по течению на берегах Большой Кокшаги, в районе Аргамача вековечно шелестят дубовые рощи, а в лесах много кабанов, боровой и водоплавающей дичи, то у поселка Старожильск река изобилует песчаными откосами-пляжами, к которым есть подъезды по грунтовым дорогам. В лесах в хороший сезон много грибов и ягод, а ловля леща, щуки, плотвы-сороги и прочей рыбы может и сейчас порадовать умелого рыболова. С кабанами здесь хуже. Видимо, не водятся они здесь из-за отсутствия дубов, дающих лесным свиньям жёлуди. По крайней мере, у Старожильска не видно их троп и разрытых  кабаньими рылами ям, где звери отыскивают коренья. Но зато на песчаных косах поутру можно обнаружить следы медведя-муравьятника, по-видимому, утолившего голод яйцами муравьёв и ягодами, а затем пришедшего попить водички. В сосняках много помёта лосей.

Встречи с Большой Кокшагой

У Старожильска Большая Кокшага  уже совсем другая, чем в верхнем течении

Обрывистые берега круто уходят в воду, а на противоположной стороне всегда – песчаный откос. В реке лежат упавшие дубы и ели, под которыми любит стоять всякая рыба. Но мы здесь обычно ловим знобкими весенними и осенними ночами усатого налима. В пору ослепительно ярких ночей  осеннего полнолуния рыбалка эта загадочна и одинока, от чего на сердце лежит сладкая тоска.

Поселок Старожильск находится в Марий Эл, на 40-м километре Козьмодемьянского тракта от города Йошкар-Ола.

Ниже Старожильска река Большая Кокшага не меняет свой характер

Так же высятся большей частью по правому берегу высокие обрывы, под которыми вода ходит в неторопливом обратном течении, возвращаясь на основную стрежневую струю, встречаясь с ней, разбиваясь на неровные вихревые потоки и снова прибиваясь к берегу. Здесь, под обрывами, лежат старые дубы и ели, принесённые большой талой водой. В этом подводном буреломе держатся золотые матёрые язи, прячутся в норах и под стволами топляков мрачные налимы, а в иных ямах сомы притаились на дне. И чем ближе к Волге, тем больше сомов обитает в коряжистых ямах Большой Кокшаги. Но у самого Старожильска сомов, очевидно, стало мало или они здесь перевелись из-за прессинга рыболовов, а главное – из-за ударов током, которыми время от времени убивают реку электроудочники. Помнится, крайнего сома я поймал здесь относительно давно, когда старший сын был ещё мальчишкой. Тогда, на осенней ловле налима, стояла лунная ночь. Налим брал не часто, но регулярно и уверенно, что в те времена поздней осенью было обычным делом. За ночь на закидушки попадалось обычно не менее десяти неплохих рыбин. Но одна из поклёвок была не совсем обычной, не похожей на хватку налима, когда колокольчик закидушки может качаться на леске под неторопливыми рывками и позванивать так же неторопливо и негромко. В этом же случае колокольчик заголосил, словно от ночной поклёвки язя или голавля. Хотел было разбудить спящего в палатке сына, но пожалел его, пусть поспит, хотя у нас был уговор, что разбужу его во время поклёвки рыбы.

Подойдя к закидушке, вижу гнущийся к воде ивовый прут, в котором обычно крепится леска, и качающийся колокольчик, выдающий звонкие трели на всю реку. Берусь за леску и понимаю – это не налим. В руках рвётся леска, толчками тянущая в глубину. Налим обычно более спокойно идёт к берегу на леске, хоть и крупный.

Вот в свете фонарика забелело брюхо рыбины, последовал удар мощного хвоста на песчаной отмели. А сзади послышалось одновременно: «Ага, а меня не разбудил?! Я тоже хочу ловить!». Проснувшийся сын, подбежал ко мне и взялся за леску закидушки. Так вместе с ним и вытянули мы на берег сома, ну, не сома, а сомёнка на три килограмма, но для малой лесной реки – это добыча не частая и в те времена. А сейчас что-то вообще перестали здесь попадаться эти ночные хищники.

Встречи с Большой Кокшагой

В районе Долгой Старицы

Ниже по течению, в районе Долгой Старицы, видел я когда-то совсем уже необычную поклёвку. Тогда и я был помоложе, перед армией ещё. Помнится, подсмеивался я над отцом и над его снастями-закидушками, где основная леска была миллиметровой или сдвоенной из двух лесок диаметром 0,8 миллиметров. Не понимал, для чего нужен такой запас прочности? На поводках же у него была леска толщиной 0,6 миллиметров. Тоже – на крокодила. А крючки были самодельные, так называемые «волжские», хищно-выгнутые, острые, крупные и мощные.

И вот наблюдаю утром такую картину: мощный ивовый прут падает на воду, брякает колокольчик на леске и захлёбывается водой, а прут начинает выползать из песка, несмотря на то, что находится под прямым углом к воде. Это ж какой силищей надо обладать рыбе, чтобы вытворять такое? Отец бежит к закидушке и пытается вываживать рыбу, но не может удержать леску. Тогда он наматывает её на палку, лежащую на песке, и, перекинув леску через плечо, тянет её, словно бурлак рыбацкую шаланду на картине Репина. Следует мощный рывок и леска слабнет, а отец обессилено и огорчённо опускается на песок. Рыба порвала и его мощную снасть.
Вскоре отец соорудил ещё более страшную на вид закидушку. И сом опять взял!.. И …опять оборвал… Только теперь подвёл крючок.

Встречи с Большой Кокшагой

Ниже Старожильска раньше на берегах Б. Кокшаги жили деревеньки Мишенино и Сабанаково

От Мишенино теперь и следа не осталось, а о Сабанаково напоминают остатки сараев и холмики на месте домов, заросшие крапивой. Здесь был когда-то лесоучасток и по песчаной дороге вдоль реки шли лесовозы, вконец разбившие дорогу.

Ещё ниже находится также заброшенное селение Маркитан, где остался один дом, в котором живут какие-то отшельники, по крайней мере, жили несколько лет назад. Это уловистые рыбацкие места, где в ямах лежат топляки, обитает крупная рыба, и тонут люди. Говорят, рассказывал водолаз, отыскивающий утопленника в такой яме, мол, кругом на дне лежалые дубы и ели с острыми, словно пики, сучьями, течение очень сильное, бросает на острые палки, выкидывает наверх, страшно…

Нужа и Чернушка

За бывшей деревней и лесоучастком Сабанаково ниже по течению находятся устья небольших лесных речек под названием – Нужа и Чернушка. И действительно вода в Чернушке тёмная, почти чёрная, а на мелководье в солнечный день она кажется красноватой. Такую воду ещё называли раньше суровой. Несмотря на цвет, суровая вода чистая и вкусная. Чернушка и Нужа – притоки Большой Кокшаги по левому её берегу.

В этих местах река несколько изменяет своё направление и течет теперь в юго-восточном направлении, всё больше поворачивая к Волге. Дальше находится ещё одно устье – это приток Большой Кундыш, который представляет собой также чистую лесную реку с суровой водой.

Встречи с Большой Кокшагой

Как уже говорилось, Маркитан, находящийся ещё ниже Сабанаково, притоков Нужа, Чернушка, Большой Кундыш, является в настоящее время нежилым, хотя раньше это было довольно большое и людное поселение. Сейчас сюда приезжают только рыболовы и охотники. Кто-то остаётся ловить рыбу и охотиться в разрешенное время на берегах Большой Кокшаги, а кто-то перебирается на машине вброд через мелководье на реке. Этот брод существует до сих пор на реке летом и зимой и является единственной возможностью перебраться на правый берег в этих местах. А правобережье таит в себе такие привлекательные места, как Шупшалово, озера Сорочье, Лисичкино (Лисички) и Большой Маръер, в котором водится реликтовый вид водного орех – чилима (рогульника плавающего). Это богатые рыбой и дичью лесные озёра, затерянные в сосновых борах. А Шупшалово, находящееся на берегу Большой Кокшаги, было когда-то деревней, потом нежилой, а теперь ставшей охотхозяйством с домиками, баней и прочими хозяйственными постройками. Вокруг базы находятся кормушки для кабанов и лосей. Поэтому и в округе много диких свиней и лосей.

В этих местах Большая Кокшага становится более полноводной и большой, достигая ширины 40-50 метров. Ещё ниже по течению находятся правые притоки Большой Кокшаги – речки Лубочья и Большой Куртналыш, где река Большая Кокщага поворачивает уже на юг. Неподалёку когда-то была деревня Новое Гришкино, теперь нежилая, а дальше находится Чёрное озеро, на берегу которого располагается жилая деревня с таким же названием. Дорога через Чёрное озеро является ещё одним путём к Большой Кокшаге в районе Маркитана и брода. Иногда только здесь и можно добраться в эти места зимой, когда не чистят дорогу к Маркитану от местечка Кучки.

Встречи с Большой Кокшагой

Как видно, мало осталось жилых деревень на берегах Большой Кокшаги

Уходят люди в города, бросая жильё и такие роскошные места ради сомнительных благ цивилизации. После Старожильска на берегу реки из жилья находится только небольшая деревня Долгая Старица, которая упоминалась в эпизоде с поклёвкой крупного сома. Теперь до этой деревни можно добраться по хорошей дороге, но кружным путём через село Иванбеляк, свернув с федеральной трассы Р176 «Вятка», которая раньше называлась Кокшайским трактом, на автодорогу Р165. Прямая дорога через озёра Большой и Малый Мартын, Светлое, так, видимо, и осталась песчаной лесной дорогой.

Ниже Долгой Старицы

Ниже Долгой Старицы река продолжает свой путь среди сплошных сосновых и лиственных лесов по безлюдным местам, где нет ни заброшенных деревень, ни жилых поселений. Только рыболовы и охотники посещают эти места. Помнится, раньше в районе местечка, которое называли Дубовлянкой, отлично ловили мы весеннюю рыбу на длинных песчаных косах-пляжах, которые в этих безлюдных местах тянутся иногда на сотни метров. Это настоящий рай для доночников и любителей ловли на фидер, особенно в период весеннего хода, когда рыба поднимается с Волги на нерест по Большой Кокшаге.

Поворот к Волге

Ниже правого притока Липша, а затем за деревней Кокшамары река уже решительно и бесповоротно, если можно так выразиться, поворачивает к Волге. Здесь уже сказывается влияние большой реки. Это заметно по спаду и повышению уровня Большой Кокшаги, что зависит от режима работы Чебоксарской ГЭС. В этих местах в Большой Кокшаге есть вся волжская рыба, и ловля её здесь бывает иногда не менее успешной, чем в русле самой Волги.

Встречи с Большой Кокшагой

У посёлка Кокшайск, который раньше назывался Краснококшайском, река Большая Кокшага впадает в Волгу.

Александр Токарев

Оцените статью
Поделиться с друзьями
FishX - рыбалка, cнасти, прикормка и приманки, отчёты
Добавить комментарий

  1. сергей

    всё супер, кирпичи с собой везёте?

    Ответить
  2. сергей

    Написано очень красиво — правдиво, а бочка, а кирпичи, значит где-то рядом деревня, и вам не лень тащить, пишите по-правде)

    Ответить
    1. FishX

      Здравствуйте, Сергей. В этих местах бываем, иногда, так что всё уже там. А в своё время, да, привозили с собой. Да и по берегам частенько попадаются. Если нет кирпичей, можно камнями, да и бочку можно не ставить, просто яму, в которую на толстые прутья из живого ивняка рыбу положить.

      Ответить