Эта снасть, конечно, далеко не совершенна. Она имеет ряд недостатков, но в условиях людного озера, где полно отдыхающих, ей, как выяснилось, просто нет альтернативы, хотя, может быть, придуманы жерлицы, похожие по принципу действия на мою снасть и более удобные.
Но – всё по порядку
Отдыхали мы однажды семьёй на красивом лесном озере, которое, казалось бы, совсем недавно было действительно лесным озером, богатым рыбой и относительно безлюдным. Но очень быстро проложили к озеру шоссейную дорогу вместо лесной, песчаной грунтовки, быстро построили первые корпуса санаториев и детских лагерей. И озеро стало окультуренным водоёмом. И это понятно. От города Йошкар-Олы всего 20 километров по Кокшайскому тракту. А от поворота к озеру всего 2-3 км отличной асфальтированной дороги. Вода в озере прозрачная и даже голубая, а вокруг чистый сосновый бор. Чем не курорт?
Если быть точным, то отдыхали на озере я и дети, а жена продолжала работу организатора и музыканта дополнительного образования, только уже на природе. Жили мы не как другие сотрудники, которым выделили дощатые домики. Нашим жилищем был крепкий дом, явно давней постройки, изба, по сути, из сосновых брёвен. Жена уходила утром на работу, а мы «валяли дурака» на озере и в лесу, собирая грибы. Вскоре меня одолела тоска по рыбалке. Я привёз на озеро Шап удочку, спиннинг, жерлицы. На спиннинг рыба не брала. Или она не знала, что такое искусственные приманки, или я не подобрал к щуке и окуням ключик. Но на жерлицы стала отчаянно ловиться неплохая щука. Правда, возникла проблема. Если я уходил на лодке в дом, оставляя жерлицы без присмотра, то к ним обязательно подходили на лодке или катамаране-велосипеде отдыхающие и теребили снасть, выдергивали шесты жерлиц, нередко снимали снасть, иногда и с рыбой. Это было понятно по рассказам и слухам. Надо было что-то делать с этим разбоем. Не караулить же сутками у жерлиц. Кроме того, временами приходилось уезжать и в город.
И вот я придумал хитрую донку-жерлицу, как уже было заявлено выше, не очень совершенную, но тем не менее она стала ловить для меня щуку, да так, что вскоре я построил рядом с домом и огородом коптильню и начал снабжать копчёной рыбой сотрудников жены, начиная с директора лагеря. Коррупция, можно сказать. Над лагерем временами висел упоительный запах свежей копчёной рыбы.
А теперь о снасти
Это всего лишь донка. Я привязывал основную леску донки к колышку, воткнутому в берег и замаскированному в траве, садился в лодку и завозил снасть за полосу кувшинок, которая опоясывала озеро вдоль береговой линии. Леску пропускал среди лопушника. За травой опускал на дно два грузила, поплавок-палку и живца на тройнике. Поводок с крючком крепился между двумя грузилами, под поплавком. Конструкция довольно сложная, но обычную живцовую донку здесь было не забросить из-за густых зарослей кувшинки у берега. А за полосой кувшинок был как раз свал на яму. Классическая бровка.
Обычно вечером или утром мы с сыновьями уходили на бывший песчаный карьер, заполненный теперь тёмной водой, ловили на удочку карасиков, которых я потом насаживал на тройники моих жерлиц.
Вот так мы отдыхали и рыбачили в бойком курортном месте.
Александр Токарев