Как и многие лесные реки, Большая Кокшага довольно сложная по характеру и не сразу понятна даже для профессионала фидера или спиннинга. Все эти особенности надо узнавать, как и приемы ловли, которые нередко приходится приспосабливать под условия Кокшаги. Несмотря на то, что река в среднем течении не имеет бездонных омутов и широких необхватных глазом плесов, она довольно богата рыбой, особенно в последнее время. Видимо, перестали бить ее током. А не так еще давно на самых красивых и удаленных омутах и плесах невозможно было наловить даже мелочи на уху. Все выбивали недоумки, живущие только для себя и для утоления сиюминутной прихоти.
Сегодня я здесь и, пока светло, забрасываю к противоположному берегу фидер. Прицеливаюсь чуть ниже торчащей из воды коряги. Все планирую как-нибудь привязаться к ней и встать на лодке в июне-июле, когда здесь попадается крупный лещ. Но пока пытаюсь положить кормушку чуть ниже коряжки. Есть! Точно в цель!.. Прямо на корягу попала кормушка и успела за нее захлестнуться поводками. Просто филигранная точность, снайпер…
Пока я терзал себя и самобичевал поводки каким-то чудесным способом развязались, и кормушка скользнула вниз на дно. Ух, не придется заниматься ремонтом снасти.
Подтянув леску, выставляю удилище чуть по течению на срезанную рогульку. Веса в рюкзаке и так хватает, а рогулек тут на берегу полным-полно на любой вкус. Чего собой покупные игрушки таскать? Вершинка удилища чуть подрагивает. Поклевка? Нет, течение то усиливается, то слабеет. И чуткий квивертип показывает натяжение лески. Но вдруг эта легкая дрожь перешла в монотонные толчки, которые выдавали присутствие чего-то живого, там, на конце лески. Подсекаю… На леске упирается что-то некрупное, но довольно упрямое. Э-э, да это елец и не маленький… Такие и крупнее были всегда на Большой Кокшаге рядовой добычей, особенно если ловить их в яме в проводку поплавочной удочкой. Самые крупные ельцы, насколько помню, всегда попадались именно так. Этого ельца придется все же разрезать для наживки. Мало у меня сорожки и ершей. Только подумалось, как вершинка опять задергалась. Теперь клюнула сорожка, как раз на резку пойдет… Потом взяла еще и еще… Наживка будет. В завершение попался небольшой подлещик, но мне уже пора готовить ночлег. Ранней весной ночи еще бывают студеными, а под утро – морозными, с инеем на песке. И дров требуется с запасом.
У меня есть так сказать естественный дровяник – нагромождение плавника на повороте реки, куда талая вода выносит все плывущее по ней. Здесь есть все: от использованных презервативов до пустых бутылок из-под виски. Видно, что гуляли не простые российские рыболовы. И замашки особые, скотские… Настоящий рыбак, если на машине приехал, на машине и мусор за собой увезет, а нет – так в яме сожжет все, что жечь не вредно для природы. Остальное на своем горбу утащит в рюкзаке…
Кроме всякой дряни сюда наносит и много хороших дров. К ним я обычно добавляю тяжелую артиллерию: три ствола дубов или других крепких деревьев. Эта печка-нодья может тлеть ночь и день, отдавая медленное и тягучее тепло от алеющих внизу углей. Когда под таким костром нагреется и песок, то обычно перетаскиваю в сторону костер, а на его место ставлю палатку или устраиваю лежанку, смахнув перед этим угли в костер.
Пока таскал дрова-плавник и подкатывал бревна, сумерки упали на черный ельник и блестящую воду. Надо разводить костер и забрасывать снасти. Раздуваю огонек под берестой, кладу сухие еловые сучья и пламя, вспыхнув, освещает воду у песчаного берега. Подкладываю еще дровишек для света и жара, а потом спускаюсь к закидушкам. Шлеп, бух! Первая пошла… Грузило упало как раз на границе струи и медленно идущей в обрат воды. На крючки и двойники снастей насаживаю где пучок земляных червей с подлистниками , где – резаную рыбку.
А потом иду к костру. Надо погреться да чайку вскипятить из вкусной и чистой еще воды Большой Кокшаги. К чаю добавлю и смородиновых прутиков. Потом можно будет и глотнуть из фляжки за встречу с рекой, может, и по крови, как охотники говорят… да и мы, когда с отцом на охоту ходили. Только вспомнилось, а со стороны плеса негромко колокольчик звякнул… притих и снова – дзинь…
Иду к закидушкам и вижу раскачку колокольчика на одной из них. Сидит, родимый. Вскоре на кукане извивался налим, первый сегодня. А потом всю ночь будут позванивать колокольчики, не давая уснуть и грея душу теплой мыслью: ожила река…
Вот и я мечтаю ночью сходить на рыбалку, да возле костра, а под под ушицу…..