Уважаемые читатели, я расскажу вам о рыбалке на пруду возле посёлка с красивым названием Кубанская степь, что в Краснодарском крае. Я ездил туда с другом Сергеем. Мы ловили щуку и окуня на живца. Что из этого вышло – читайте в статье.
Ловить хищника на живца очень интересно и азартно. Я полюбил этот вид рыбалки ещё с детства. Бывало, забросишь пару удочек с живцами, сядешь на бережок и смотришь на «танцующие» поплавки. И вдруг – поклёвка! Резкая, неожиданная, стремительная. Был поплавок – и нет его! Подсекаешь, а там – «крокодил»! Или крупный окунь. Или пустой крючок, иногда случалось и такое…
Хмурое утро встретило нас холодным ветром и моросящим дождём. Погода не располагала к рыбалке. Думаю, многие рыболовы в этот день пересмотрели свои планы и предпочли промозглому ненастью уютный диван и телевизор. Но только не мы. Приятель Сергей заехал за мной в девять утра. Спустя пять минут его чёрный «Патфайндер», оборудованный для езды по бездорожью, «летел» навстречу приключениям.
Мы поехали в Кубанскую степь. Не в прямом смысле, разумеется, рыбачить посреди поля мы не собирались. Так называется небольшой посёлок, расположенный в Каневском районе Краснодарского края. Вблизи него есть зарыбленный пруд. Этот пруд и был конечной точкой нашего маршрута.
Чем интересен водоём?
Через сельское поселение Кубанская степь протекает река Сухая Челбаска. Одно из её ответвлений местные жители перекрыли дамбами – получился пруд. Его размеры: длина около километра, ширина – 100–150 метров. Средняя глубина – 2,5–3 метра, на ямах до пяти. Берега обильно поросли камышом, особенно на противоположной от посёлка стороне.
Водоём платный. Арендаторы разводят в нём карпа, толстолобика и белого амура. Рыбачить с лодки не разрешают, забросить снасти можно только с берега. Наверное, поэтому в пруду ещё живёт крупная рыба. Здесь попадаются щуки-монстры за пятёрку, килограммовые окуни. Это не сказки. Своими глазами видел здешнюю 7-килограммовую щуку – настоящий «крокодил»!
С мая по ноябрь пруд активно прессингуют «карпятники». Их подставками с удилищами заняты почти все камышовые прогалы, и на дамбе они тоже стоят. Со спиннингом никуда не сунешься. А вот период перед ледоставом – другое дело. Это идеальное время для ловли хищной рыбы на спиннинг или на живца. Берега свободны, никто не мешает перемещаться и облавливать интересные участки.
Попытки поймать хищника с дамбы
Было уже десять часов, когда мы с Сергеем заехали на дамбу. Там никого не было. Мы вылезли из машины и сразу ощутили на себе мощь непогоды: ветер безжалостно хлестал в лицо. Но это обстоятельство нас не смутило. На дамбе стоило попытать счастья. Берег с этой стороны пруда был завален толстенными стволами и корнями тополей, которые частично уходили в воду, а сразу за ними начиналась яма. Такие места – рай для хищной рыбы.
С приятным волнением, какое обычно бывает в начале рыбалки, мы занялись настройкой снастей. Конечно, лучше было сделать это заблаговременно, дома, в тепле, но сегодняшний выезд получился спонтанным.
Я взял с собой два щучьих спиннинга. Один спиннинг переоборудовал под ловлю на живца. Оснастил его 5-граммовым поплавком с длинной антенной, металлическим поводком и среднего размера тройником. Другой – переделывать не стал: рассчитывал половить окуня на отводной поводок и каролинскую оснастку. Почему бы и не попробовать?
Сергей в это время «колдовал» над своими карповыми снастями – двумя пятиметровыми удочками. На них уже стояли надёжные катушки, крепкая леска и подходящего размера поплавки. Оставалось только заменить лесочные поводки на металлические и прицепить к карабинам тройники. Что он и сделал.
В качестве живца мы использовали карасика размером со спичечный коробок. Я натаскал его накануне рыбалки малявочницей – специальным приспособлением для ловли мелкой рыбы. Для хищника в этом пруду мелкие карасики и карпы – основной корм, привычное меню. Так что шансы на трофей у нас были.
Когда снасти были готовы, мы первым делом промерили глубину. На дистанции заброса (15–20 м) она была чуть более трёх метров. Учитывая это, выставили двухметровые спуски, чтобы живец плавал в придонном слое, но за дно не цеплялся. Затем аккуратно насадили на крючки карасиков способом под спинной плавник, и забросили снасти.
Порывы ветра становились всё крепче. Разыгравшаяся, как на море, волна быстро прибивала поплавки к берегу. Приходилось постоянно перебрасывать оснастки, чтобы вернуть их в зону ловли. А каждый новый заброс против ветра – это травма и шок для живца. Несколько таких манипуляций – и живец превращался в мертвеца. В общем, за полтора часа мы испортили больше двух десятков карасиков и увидели всего две поклёвки. Обе случились у Сергея. Первая была холостая, вторая принесла ему 200-граммового окуня. Щука категорически отказывалась клевать.
Я попробовал соблазнить окуня каролинской оснасткой. Смонтировал «вкусную» наживку на офсетном крючке: 5-сантиметровый твистер из съедобной резины (цвет – машинное масло). Прошёл со спиннингом вдоль всей дамбы, останавливаясь в каждом камышовом прогале, где это было возможно, и облавливал прибрежный свал – безрезультатно. Ни одного удара. Успокоился я только тогда, когда оборвал снасть, зацепившись за корягу.
Обед по-солдатски
Мой товарищ Сергей – человек-сюрприз: умеет удивить. Когда к часу дня мы окончательно продрогли, он предложил перекусить. Чем бы вы думали? Армейским сухим пайком. Не знаю, где он его взял, но было любопытно узнать, чем кормят российских солдат.
Знаете, а ведь неплохо кормят. Коробок ИРП (индивидуальный рацион питания) хоть и небольшого размера, но весит 2,1 кг. Он до отказа набит контейнерами и пакетиками с едой. Есть в нём и сухое горючее, и спички, и специальная жестянка, на которой можно разогреть пищу.
Сергей разогрел говядину с овощами, рис с мясом, овощное рагу. Открыл паштет, плавленый сыр, галеты, ещё что-то – получился царский обед. Наелись мы от души, даже не смогли всё доесть. И это вдвоём. А ведь ИРП выдаётся на сутки одному человеку. Так что за солдат в России можно не волноваться – не голодают.
Надежда умирает последней
Сытный горячий обед поднял настроение. Несмотря на плохой клёв и скверную погоду, мы продолжили рыбалку, только переехали на правый берег пруда. Здесь было тише. Порывы ветра гасил камыш, растущий вдоль берега плотной стеной. В камыше через каждые 10–15 метров виднелись прогалы – рыболовы вытоптали. Почему бы не обловить эти места?
В первом же прогале у Сергея клюнула щука. Схватила живца сразу после заброса, он даже не успел поставить удилище на подставку. Увы, вытащить «зубастую» не удалось – сорвалась. Ну, хоть некрупная была, граммов на 500, не так обидно.
Поклёвка нас приободрила, вселила в сердца надежду. Может, и правда щука в этот ненастный день стояла в затишке у камыша, а мы на дамбе только время зря теряли? Куда усталость девалась! Мы зарядили снасти новыми живцами и с энтузиазмом принялись бродить по камышовым зарослям, облавливая зону в 5–10 метрах от них. Все прогалы обошли, забрасывали снасти везде, где это только было возможно, но «зубастая» никак себя не проявила. Полтора часа бесклёвья и усилившийся дождь поставили жирную точку на рыбалке.
Рыба клюёт вчера и завтра – наша вылазка в Кубанскую степь это подтвердила
Я в тот день так и не увидел поклёвки, к тому же оборвал снасть. Товарищу повезло больше. Он вытащил окуня, и у него сорвалась щучка. Результат, конечно, скромный. Но мы не за рыбой ехали на пруд, друзья. Улов – это всего лишь приятный бонус, но не цель. А вот чего нам действительно хотелось, так это развеяться, пообщаться, посмеяться, отвлечься от домашней суеты, что называется, «поморозить сопли». В этом мы с Сергеем преуспели: достаточно было взглянуть на наши красные лица.
Несмотря на ненастную погоду, рыбалка на пруду в Кубанской степи нам очень понравилась. Умиротворённые, оставившие на водоёме весь накопившийся негатив, мы ехали домой в тёплой машине, а в окна, не переставая ни на минуту, хлестал дождь…