Щука на мормышку. Плотва на катышек ржаного хлеба. Надёргали живцов, еще и на жарёху с заливкой поверху яйцами останется.
Ушедший сентябрь был точно баловник и чародей, по аналогии со строками старинного русского поэта: «Это май-баловник, это май-чародей». Обладая скверными осенними привычками, успел нынешний сентябрь излиться дождями-моросью, отгореть солнечными днями, хоть загорай. Временами казалось, что лето в этом году не уйдёт. Если будет продолжаться в том же духе, то ноябрьского льда может и не быть или он установится тонким и опасным для неосторожных или слишком смелых рыболовов. Есть и плюс в долгой и комфортной осени. Значит, продлится и любимая рыбалка с фидером и закидушками на ночного хищника –налима. Но этим планам не суждено было сбыться и за несколько морозных ноябрьских дней встал лёд не только на прудах и прудиках, но и волжские заливы прихватило ледком, кое-где уже толщиной до пяти-семи сантиметров.
Рыболовные снасти приготовил заранее, с трудом найдя в запасах и залежах зимние жерлицы, багорик, экстрактор с зевником, удочки и коробки с мормышками, блёснами. Как обычно все эти припасы почему-то находятся в сложной досягаемости, где-нибудь на дне всех этих коробок и стихийных складов с рыбацкими пожитками..
Вечером, поглядывая в окно, не свистит ли ветер с метелью, варил «салапинскую кашу», рассчитывая половить ноябрьскую плотву. Но «салапинка» была только прелюдией к полному набору прикормки для яркоглазой речной плотвицы-сорожки. Для разгромного эффекта приготовил чёрную прикормку для плотвы, фирменную. А в холодильнике гнёт буйные свои головки бодрый рубиновый мотыль. Словом всё, как надо. Вот только не получилось, как надо, с машиной сына. Собирались на Волгу, но машина встала с пробитым на нынешних дорогах картером и похоже с «клином» двигателя. Как прикинули в сервисе, на «сорок рублей» потянет. Так что вместо Волги будем ловить у города.
Утром бредём с сыном руслом нашей речки Кокшаги. Вначале останавливаемся в заливе рядом с устьем небольшой речки Ошлы, впадающей в Кокшагу. Здесь стоят жерлицы и сидят рыболовы.
– Ну, как? – интересуемся.
– Глухо, – так же глухо отвечает скучающий рыболов. – Главное видно на экране эхолота и щуку и другую рыбу, но не берёт и не двигается, стоит.
Идём дальше. На повороте видим упавшее дерево, вмёрзшее в лёд. Бурим лунки здесь. Я пробую ловить на безмотыльного чертика, а Димка на гвоздешарик с латунно-золотой бусиной. Но ни он, ни я не можем достать дно, настолько течение сильное, хотя и мормышки не маленькие. И сын начинает вытягивать снасть, сматывается, то есть, и вдруг:
– Что-то не идёт, зацеп-не зацеп, пошло вроде. Да это рыба!..
И Димка выбрасывает из лунки небольшую щучку, видимо, схватившую гвоздешарик, как блёсенку на излёте под напором течения. Вот те раз… Люди с жерлицами сидят впустую, а тут щучка на мормышку…
Идём дальше и выходим к детскому октябрятскому лагерю под названием «Звёздочка». Летом здесь будет кипеть жизнь, а пока где-то дальше только ворчливо тявкает собака, видимо, в сторожке.
Бурим лунки и садимся на пляже. Мелко. Перемещаюсь к корягам. В стороне сидит рыболов, видимо, ловит на неподвижную мормышку, поскольку ни разу не качнул кивком.
Глубина метра три, и поклёвки последовали сразу, но всё впустую. Не помогла и прикормка. Между тем сосед, нет-нет, да и вытянет плотву, не крупную, с ладонь, но для малой реки вполне достойную. Э-э, да сосед явно не на мотыля ловит и удочка у него… да это же прототип поплавочной летней удочки, где крючок и грузило. Только вместо поплавка – кивок. Я точно такой же удочкой ловил зимой живца. А тут разорил снасть, снял с неё кивок. Наскоро переделываю удочку, подзываю Димку, насаживаю катышек ржаного хлеба, который отщипнул от бутерброда, и… вытягиваю первую плотвицу. Как же я забыл, что уже не раз попадал я здесь на клёв сорожки на тесто, хлеб и манку.
Всё кругом млеет в снова наступившем осеннем тепле словно вернулось бабье лето. Не знаем, как и обратно пойдём. Тропа с обеих сторон окружена чёрными промоинами, в которых видна бегущая вода. Конечно, сорожка ещё интересуется летними насадками. Век живи, век учись… Тут бы с памятью разобраться.
Так и надёргали мы с Димкой живцов, еще и на жарёху с заливкой поверху яйцами останется. Вкусная обычно выходит жарёха. Хоть и невелика рыбка, но нежная и вкусная, поскольку свежая, только из лунки.
Александр Токарев