Подходит время ловли ночного хищника – налима. Пока ещё довольно тепло, по крайней мере, для налима. Для рыболова, высунувшего нос из палатки и решившего поутру умыться из реки, вода уже лёд. Ошпарит лицо, словно кипятком. Руки тоже стынут, если в воде подержать, а потом взяться за комель удилища. Но для налима пока теплынь стоит, как если бы нам на сочинской гальке у моря нежиться. При этом октябрь – уже время налима. Как основательно похолодает со дня на день, так и можно отправляться на ловлю трески наших вод. Но, если говорить о малых реках средней полосы России, имеются некоторые особенности, которые могут напрочь испортить всю ночную рыбалку, если не знать характер малой реки, куда вы собираетесь за налимом. По крайней мере, я столкнулся с такой проблемой, о которой и хочу рассказать.
Всё началось с того, что переехав в новый дом и осваиваясь, я взглянул на карту и обнаружил, что до малой речки недалеко. Прикинул маршрут и решил познакомиться с водоёмом на новом месте. Время было весеннее, для фидера и прочих снастей рановато. Вода ещё большая. А вот для налима – самое то. Ночи ещё холодные, с морозными утренниками. Если есть налим в этой речке за окраиной города, то брать ещё должен.
Сказано-сделано. К вечеру я уже на реке. Из снастей у меня испытанные закидушки, а в качестве наживки «накопал» у дома червей, благо строительного мусора ещё много на участке. Поднял лист рубероида, а там, на тёплой земле, алые подлистники нежатся. Нет-нет, глядишь, и выползок попадётся. Кроме червей взял с собой и свежую тюльку, купленную не в рыбацком магазине, а в обычном рыбном отделе гастронома.
Забросил снасти и ушёл домой, благо места оказались пустынными, несмотря на близость города. Ночевать тут, у малой речки, нет смысла, пока не выяснил, есть ли тут налим. Утром стало ясно – налим есть, хоть и не крупный. На крючках закидушек сидело четыре налима. Ну, всё в порядке. Не пустая речка, что у дома.
Осенью с такой ж уверенностью забросил закидушки на тех же местах, а утром на крючках не было ни одной рыбки. Причём и на следующий год картина повторилась один к одному: весной берёт налим в этом месте, а осенью, словно вымирает. В чём дело? Пришлось размышлять и анализировать ситуацию. А что если проверить ниже города, за городской плотиной?
На песчаном бережку ниже плотины забросил закидушки с теми же наживками и утром снял с закидушек трёх налимов, но крупнее, чем на реке у дома выше по течению. И вывод напросился сам собой. Учитывая, что нерест у налима в середине зимы, подъём к местам нереста у него должен начинаться где-то в октябре-ноябре. Получается, там, где этот ночной хищник жировал весной, осенью его уже и след простыл. Рыба поднялась выше по течению. Да, но почему я поймал налимов у плотины ниже. А плотина является тупиком, этакими верховьями для налима, который обитает ниже плотины и, вероятно, в устье реки, которая впадает в Волгу.
Это, конечно, только моя версия и на истину я не претендую. Но вот таковы факты. Такая ситуация повторяется каждый год. Кроме того, стоило мне подняться километров на пять выше по течению от моего места, как налимы стали попадаться и осенью.
Александр Токарев