В статье рассказывается о самом опасном паразите, живущем в теле угря. Дается его описание, раскрываются особенности его жизнедеятельности, чем паразит опасен.
Многим из нас, а особенно людям, живущим на берегах водоемов, где обитает угорь, эти паразиты рыб знакомы не понаслышке: разрежешь угря – и посыпались из брюха разнокалиберные черви. Их может быть и пару штук, и несколько десятков в одной рыбине. Видели это чудо многие, а вот что это такое – знают далеко не все. Поэтому позвольте представить – Anguillicola crassus, живородящая нематода, опаснейший паразит угря.
Нематода испокон веков паразитировала на японском угре (Anguilla japonica), особых неприятностей ему не доставала. Но затем, в первой половине 80-х годов прошлого века, когда японский угорь стал поступать в живом виде в торговую сеть и рыбоводческие фермы ряда европейских стран, паразит перешел на европейского угря и прекрасно на нем прижился. Это была катастрофа: если тысячелетия совместной эволюции «притерли» нематоду и японского угря друг к другу, то для европейского угря паразит оказался высоко патогенным, и его проникновение в Европу поставило под угрозу выведение угря в масштабах всего региона.
Нематода обитает, собственно говоря, не в брюхе (то есть не в полости тела или кишечнике), а в плавательном пузыре рыбы. В угре проживают половозрелые гельминты – черви веретеновидной формы, чаще всего свернутые в кольцо или полукольцо; длина половозрелых самок составляет 14-49 мм, ширина – 1-4 мм, самцы несколько меньше – 9-23 мм и 0.5-1.8 мм, соответственно. Большую часть тела самки занимает огромная матка, набитая яйцами, находящимися на разных стадиях развития. Взрослая самка обычно содержит 400-500 тысяч зародышей. Окраской и формой тела паразиты слегка напоминают самого угря, поэтому довольно часто несведущие люди называют их «угрятами», аккуратно перекладывают в емкости с водой, чтобы бережно выпустить их в водоем, а потом с гордостью рассказывают, что у них угорь в озере активно размножается. Но на самом деле гордиться тут абсолютно нечем, поскольку это опасный враг рыбы, вызывающий перерождение стенок плавательного пузыря его воспаление и перфорацию, что часто приводит к гибели рыбы. Анемия, нарушение функций плавательного пузыря и координации движений, изменение ритма питания, снижение скорости роста, дистрофия – типичные «визитные карточки» этого паразита. Массовая гибель угря в озере Балатон (Венгрия), когда погибло около 250 тонн товарной рыбы, напрямую связано с этой нематодой. Паразит вызывает заболевание, которое по правилам международной номенклатуры должно называться ангвилликолез. Однако довольно часто встречается его синоним – дракункулидоз. Это слово произошло от латинского названия семейства, к которому относится паразит.
Цикл развития нематоды включает, кроме основного, промежуточных и дополнительных хозяев. Основным хозяином, в котором паразитируют половозрелые гельминты, является сам европейский угорь. Внутри плавательного пузыря угря происходит выплод личинок из лопнувшей самки. Из пузыря они попадают в кишечник, откуда направляются прямиком во внешнюю среду, то есть в воду. Это личинки первой стадии. Находясь во внешней среде, они заглатываются промежуточными хозяевами – маленькими планктонными организмами, рачками. В полости тела рачков они последовательно претерпевают две линьки, превращаясь в личинок второй и третьей стадии, становясь инвазионными. Личинки третьей стадии ждут возможности замкнуть круг, а для этого нужно, чтобы их проглотила молодь угря, обычно питающаяся планктоном. События могут развиваться и по несколько иному сценарию, начиненных личинками нематоды рачков – циклопов поедают дополнительные хозяева – мелкие окуньки, ерши, берши и прочие рыбы, а их уже, в свою очередь – взрослый угорь. Цикл развития удлиняется на одно звено. Этот путь заражения взрослого угря более характерный для наших водоемов.
Стоит заметить, что эти гельминты не опасны для людей. Схема цикла развития этого паразита не включает человека, равно как и теплокровных животных.
Нематоды могли «иммигрировать» в нашу страну не только с зараженным посадочным материалом угря, но и с водой, в которой этот материал транспортировался, в виде личинок первой стадии. Эти личинки, в пресной воде, остаются жизнеспособными до 90 дней, в морской – 10 дней, в смешанной – до 40 дней. Они могут прочно прикрепляться хвостовыми окончаниями к субстрату, что делает весьма затруднительным их удаление при промывке тары. Такая способность помогает паразиту странствовать из водоема в водоем в пределах региона – на плохо просушенном и необработанном рыболовном инвентаре, особенно на сетях, неводах, бреднях. Замораживание и просушивание губительно действуют на личинок паразита, но сети часто не просушивают целиком. Таким образом, рыболовные бригады и браконьеры перемещаются с орудиями лова с водоема на водоем, перевозя и распространяя живого паразита.
Расселению нематоды способствуют и её подвижные промежуточные хозяева – циклопы. Зараженные рачки могут проникать из одного водоема в другой, если между ними существует хоть какая-то протока. Спасти наши водоемы, и угря в частности, от этого опасного паразита может только комплекс своевременно предпринимаемых профилактических мер.