Дебют балансира по окуню состоялся. В перволедье здесь попадаются килограммовые горбачи.
Самыми окунёвыми вотчинами у нас считаются коряжники и протоки зоны затопления Чебоксарской ГЭС. Одним из таких признанных мест можно назвать Алатайкино. В перволедье здесь попадаются килограммовые горбачи и жадно хватают приманки окуни на двести-триста граммов весом.
Эти просторы, от края до края заполненные белым снегом, чернеющими во льду корягами и мелколесьем на островах, заканчиваются на правом обрывистом берегу, уступы которого гордо реют над Волгой и рукотворным морем. Этот берег едва виден в сизой дымке, а в снежную оттепельную погоду, когда почти на льду лежат сырые облака, его не видно совсем. Так же едва-едва проглядывается на уступах горного берега и город Козьмодемьянск. Только когда откроется прозрачное высокое небо в лёгкой дымке, выбрызнется солнечный свет на лёд, ставший синим, тогда и Кузьма покажется россыпью домишек и домов по уступам берега, с дымящими трубами и телевышкой на высоком бугре. Но всё равно и город и правый берег всегда затянуты туманной дымкой. Видимо, из-за удалённости этих мест, хотя кажется что до них недалеко.
Наша низинная сторона, бывшая когда-то деревнями, кладбищами, лесами, лугами и полями, затоплена пришлыми водами, а сейчас вморожена в лёд, из которого местами ещё торчат сухие деревья с распростёртыми сучьями-руками, словно в мольбе к небесам… А молить было о чём. Несмотря на утверждения чиновников, которые были ответственны за очистку ложа водохранилища, мол, всё убрано, в воде остались целые рощи живых дубов, березняков, кленовых перелесков и липняков. Что-то спилили, видимо, строевой лес и самые крупные деревья. До сих пор видны кое-где на мелководьях между островами пеньки от столетних дубов, где машина могла бы поместиться. А мы когда-то ориентировались по высокому дубу, торчащему посреди Волги чуть ниже Козьмодемьянска. Его было видно за шесть километров от церквушки в Коротнях, где мы выходили на лёд. Рядом с дубом стоял лес. Сказочная чаща, затянутая седым инеем и морозной дымкой. Прямо в лесу, посреди весёлых полянок, мы сверлили лунки и ловили килограммовую плотву. Здесь же попадались и окуни-горбачи. А по кромке леса брала на жерлицы щука, попадались судаки и налимы. У самого дуба на косу выходили иногда целые стаи подлещиков и лещей. А чуть дальше, на свале с косы в десятиметровую яму, попадались пудовые щуки и крупные судаки. Тогда прямо в лесу и ночевали, разведя костёр на льду и сделав навес из полиэтилена, под которым устраивали лежанки из прутьев. Проще было так переночевать, чем шлёпать иногда по сырому глубокому снегу шесть-семь километров до берега. Кроме того, тогда и ночная ловля налима была успешной в этом лесу. Зачем же уходить от рыбалки?
Пир во время чумы закончился. Судьба водохранилищ одинакова. Дубы и рощи, стоящие во льду, спилили местные, а большая часть деревьев сгнила на корню и упала в воду – догнивать на дне. Стала образовываться другая жизнь, больше похожая на озёрную. Рыба измельчала, её стало меньше. А мы теперь ходим по старым местам, отыскивая коряжники – остатки прежних лесов – и ловим здесь окуней, когда найдём коряжник, а в нём – стайку рыбы.
Вот и сегодня хожу по льду, отыскивая ямки и коряги среди песчаных мелководий и кос. Пока в улове – с килограмм окуньков. Самый крупный не больше рукавицы. Надо найти бровку. Ага, вот глубина пять метров среди двухметрового ровного плато. Буду проверять. Я сегодня уже перепробовал все приманки от проверенных блёсен до балансиров. Кроме разве что мормышек. Их решил не использовать, оставить на следующую рыбалку этот процесс. Для смены обстановки.
Так… Я ещё не проверял здесь новые приманки – балансиры-раттлины. Забыл про них. Надо прицепить тот самый, что поймал щучку в городском водоёме.
На первом же подбросе приманки леска потяжелела, и на ней повис, а затем забился небольшой окунёк. Для начала пойдёт. Окуньки заклевали не часто, но надёжно и уверенно. Я заметил, что они азартно отзываются не только на подбросы балансира, но и на игру приманки по примеру мормышки, с колебаниями на подъёме к лунке. Также сработал и такой способ игры, как опускание балансира вниз с остановками, во время которых следовал короткий подброс. Дебют балансира по окуню состоялся. И в завершение рыбалки опять попалась на балансир небольшая щучка. Видимо, нравится и щучкам эта приманка.
Александр Токарев