… Захотелось нам, чтобы ловля налима из скучной выемки из-подо льда попавшейся на крючок рыбы стала бы зрелищной рыбалкой …
Этот плес, что находится километрах в трех ниже Старожильска, знаком нам давно. Отец открыл его для себя, будучи на тетеревиных токах, рыбалкой особо еще не увлекаясь. А потом и я мальчишкой приезжал сюда с отцом. Весной и осенью мы ловили здесь крупного налима примитивными закидушками с колокольчиками. И каждый год все собирались проверить плес по льду. Но, то Волга-водохранилище заманит, то лесное озеро. Несерьезной казалась ловля зимой на малой речке. Наконец решили для очистки совести потерять пару дней, прощупать заповедную яму жерлицами да «поставухами». Так заранее и готовились… потерять дни впустую.
Большая Кокшага в этих местах на самом деле мелкая перекатистая речка с песчаными откосами, заросшими ивняком.
Напротив подобной пологой залысины противоположный берег всегда обрывист. Под ним летом обычно ходит кругом вода и чернеет яма, в которой торчат сучья упавших дубов.
Дорога к деревеньке Мишенино, петляющая по берегу реки, занесена снегом, и мы решаем идти по льду, по свежему лисьему следу. Цепочка следов вдруг круто сворачивает к берегу, но мы идем прямо и… чуть не проваливаемся в промоину. Под ногами заколыхался снег, впереди треснул и открылся ледок, толщиной с фанеру. Из-под него запарило, глянула черно стремительная вода и сразу уволокла куда-то ледовые отколыши.
– Назад! – останавливается отец и смущенно лохматит волосы под шапкой. – Знал ведь, что лиса по гнилому льду не пойдет. Да любой зверь шкурой дорожит, чует опасность. А я-то думал, что после таких морозов надежно прихватило…
– Да ладно, – успокаиваю. – На течении в любом месте может промыть. Главное – не искупались.
– Так-то оно так.
Дальше уже придерживаемся звериной тропинки.
Плес-омуток зимой выглядит совсем по-другому. Из-за снежных заметов по берегам он словно сжался, сделался меньше. Промерзший лес, потерявший листву, проглядывается вглубь на сотни метров. Зимний пейзаж оживляет несколько заснеженных сосен.
Мы бурим лунки под обрывистым берегом и ловим живца. На удивление – клев бойкий. Кроме ершей, плотвы и окунишек попадается и «лаврушка» – густерка с палец. Над нами кружит ворон, внимательно приглядывается и садится на сосну. Его явно интересуют рыбешки, которых мы стряхиваем в кан.
Вечером расчищаем снег на берегу и ставим палатку. У входа дымит холодная пока печка. Вдоль полотняных стен укладываем на поперечины-бревна березовые жердины. Это нары. Вскоре печка загудит, сыпанет из трубы искрами, и в палатке, присыпанной снегом до «крыши», будет тепло. Но самое главное впереди.
Жерлицы мы с отцом ставим в лучших местах. По крайней мере, мы так считаем. Именно здесь, на границе переката и ямы, брал по открытой воде налим. На перекате и в коряжнике устанавливаем поставухи-донки. Если и будут зацепы за лежалые дубы, то не жалко этой простой снасти, состоящей из куска лески с поводками и груза. Основная леска привязывается к палке, положенной поперек лунки. Леска крепится не в натяг, пара колец ее свободно лежит на снегу. Это чтобы не накололся, усатый, раньше времени, а заглотил надежно. Металлические поводки специально не ставим, вопреки расхожему мнению, что, мол, запросто перетрет налим леску своими мелкими зубами. Не было у нас еще такого случая. А вот застежки под поводки нужны. Проще отстегнуть поводок и поставить другой, чем возиться на морозе, выдирая стылыми руками крючок, который налим имеет обыкновение заглатывать «до хвоста».
Сегодня у нас проверка осветительной техники, если можно так выразиться. Захотелось нам, чтобы ловля налима из скучной выемки из-подо льда попавшейся на крючок рыбы стала бы зрелищной рыбалкой, где кроме звукового сигнала от маленьких колокольчиков на флажках был бы виден поднявшийся флажок жерлицы. А для этого изготовили несколько светильников из аптечных пузырьков, куда мы налили солярку с солью и вставили фитили. Чтобы огонёк не задувало, на светильник ставился колпак из пластиковой бутылки с отрезанным дном.
Да, светильники работали, и при поклёвке налима был виден вскинувшийся флажок, но вскоре колпаки из бутылок стали оплавляться. Пришлось их убрать. А без защиты огонёк светильника задувало ветром. И оставшуюся часть ночи мы ловили налима как осенью – на звонок колокольчика. Это тоже было увлекательно, тем более что налим брал. В эту ночь мы поймали с отцом восемь налимов.
Александр Токарев